Цена ошибки. Сбой в обновлении ПО привел к потере спутника Hitomi стоимостью 286 млн. $

Ошибка в программном обеспечении после его обновления, привела к сбою работы спутника-рентгеновского телескопа Hitomi (ASTRO-H) и его частичному разрушению. Японское космическое агентство неоднократно пыталось восстановить связь со спутником, но космический аппарат не отвечал ни на одну из команд с Земли.

В середине февраля 2016 года, JAXA запустило 14-метровый рентгеновский телескоп на низкую орбиту 575 км. Космическая обсерватория ASTRO-H (Hitomi) была предназначена для изучения вспышек сверхновых, ядер активных галактик, а также исследования пространства в окрестностях чёрных дыр и определения степени его искривления.

astroh_inst_01_l

После детального анализа происшествия, специалисты JAXA и приглашенные эксперты из NASA пришли к выводу, что сбой произошел по причине неудачного обновления системной прошивки космического аппарата и программного обеспечения, отвечающего за ориентацию. В результате сбоя, Hitomi начал неконтролируемое вращение и перестал отвечать на команды из центра управления полетами.

Система стабилизации некорректно посчитала, что телескоп начал вращаться вокруг своей оси и попыталась «исправить» ситуацию. В результате ошибочных действий автоматики, телескоп закрутило и он вошел в безопасный режим. После этого дублирующая автоматика Hitomi попытался выправить положение космического аппарата, переориентировав его в сторону Солнца при помощи главных двигателей. Это решение стало фатальным для Hitomi. Из-за некорректного алгоритма работы двигателей телескоп не просто не скорректировал положение, а начал крутиться еще сильнее, что привело к тому, что центробежная сила попросту оторвала все непрочные и выступающие элементы, в том числе и солнечные панели.

Телескоп разделился на шесть частей и дальнейшая миссия ASTRO-H (Hitomi) невозможна. В конце апреля 2016 года японское аэрокосмическое агентство приняло решение прекратить отслеживание элементов спутника-телескопа.

pct05_b(edited)

Инциденты, подобные этому, к сожалению, происходили раньше и скорее всего, будут происходить в будущем. Конечно, каждый инцидент уникален – его детально расследуют и стараются вынести из этого урок. Но программное обеспечение с каждым поколением не только становится «более умным» и способным, но также и значительно сложным в обслуживании, что приводит к трудностям в его обновлении.